logo

Теоретико-драматическая модель конфликта


Уровни деконцепьуализации

Теория Драмы описывает, как именно люди разрешают конфликт - через разрешение так называемых "позиционных дилемм" (позиционными их называет В.Светлов на том основании, что они отражают драматический процесс внутреннего столкновения позиций участников конфликта). Критерием разрешения конфликта является отсутствие у сторон конфликта всяких дилемм, т.е. двойственного, противоречивого отношения к своей позиции или угрозе, а равно и к позиции другой стороны и её угрозе. Всего возникает шесть и только шесть дилемм. Это математически подтверждено. Идентификация и техника разрешения этих шести дилемм составляет то, что называется "управлением конфликта"

Две дилеммы - сотрудничества и доверия - считаются парными; если у одной стороны имеется дилемма сотрудничества (колебания между согласием принять общую позицию и возможность улучшить свою позицию в одностороннем порядке), то у другой стороны возникает дилемма доверия (противоречие между желанием поверить в обещания партнёра и сигналами возможной измены). На схеме Брайана эти дилеммы вынуждают стороны сойти с уже согласованной общей позиции. Сама "общая позиция" не еть синтез противоположных позиций участников конфликта - на схеме это хорошо обозначено: позиции каждого остаются независимыми и раздельными, однако есть нечто общее, что перекрывает смысл обоих позиций. Как давно замечено, какой-бы ни был конфликт между членами одной семьи, обеденный стол, пусть на время, объединяет всех. Еда - то, что по своему жизненному смыслу прекрывает разность позиций людей в чём-то более сложном.

Дилемма реализма возникает у того, кто начинает видеть в позиции другой стороны признаки более практичной, прагматичной и реалистической установки. При этом отказаться от ранее выдвинутой собственной позиции человек не может - отсюда и двойственность, т.е. дилемма. Дилемма сдерживания возникает тогда, когда не столько позиция, сколько характер угрозы оппозиции таков, что собственная угроза кажется не очень действенной. Сомнения в том, чьи угрозы - свои или чужие - являются стоящими, а какие блефом, составляют содержание дилеммы сдерживания. У Брайана эта дилемма ассоциируется с понятиями "внушение" и "убеждение". Кто кого сильнее убедит в реалистичности выдвигаемых угроз. Действительно, в конфликте никто сразу свои угрозы не исполняет - нет тогда в них никакого смысла. А неисполненные еще (или вообще) угрозы вызывают смешанное чувство, т.е. дилемму.

Дилемма искушения названа так потому, что кто-либо может так испугаться угроз партнёра, что готов будет отказаться в одностороннем порядке от собственных угроз и собственной позиции и прейти на сторону другого. Искушение в том, что тогда не надо будет опасаться угроз и отстаивать свою позицию, что в обоих случаях хлопотно.

Дилемма угрозы возникает в самом начале спора. Во-первых, спорящие почти всегда начинают с угроз. Во-вторых, поскольку угрозы сразу же не исполняются, всегда есть некое сомнение в реальности и своих и чужих угроз. Поскольку угрозы - двусторонний процесс, поэтому всегда возникает неясность в отношении равноценности угроз. Приходится взвешивать свои и чужие угрозы и принимать решение - усилить свои угрозы или дискредитировать чужие.

В.Ю.Завьялов

 

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV