logo

Дианализ и Теория Драмы

 


Прямая конфронтация

ТЕОРИЯ ДРАМЫ

Теория драмы родилась после отчётливого различения того, что есть «нормативной рациональностью» и «творческой рациональностью». Нормативность требует от участников социальных действий, включая конфликт, неукоснительному следованию заданным правилам игры. Творческая рациональность, наоборот, предполагает активность по изменению правил, выход за пределы установленных кем-то ограничений. Творцы Теории Драмы Ховард, Беннетт, Брайан и Брэдли приводят в своих работах такой шуточный пример для различения творческой и нормативной рациональности. Муж и жена играют в шахматы. Муж выигрывает партию и заявляет, что у жены только два хода до мата. По шахматным правилам («нормативная рациональность»), действительно, ситуация проигрышная, мат уже совсем близко и мужу можно уже законно ликовать. Но тут на помощь жене приходит «творческая рациональность»: она видит другие «ходы» в этой «смертельной схватке» с любимым мужем. Она заявляет, что есть ещё один ход, и бросает шахматные фигуры в лицо мужу. Это, конечно, не предусмотрено шахматными правилами. Соблюдение этих правил принесло бы жене много неприятных минут и «пиррову победу» нормативно-рациональному мужу, а так – парочка преодолела жёсткие ограничения правил. Если бы авторы знали нашу классику, то, конечно, вспомнили такую же «творческую рациональность» Остапа Бендера, когда тот швырнул одноглазому любителю шахмат в лицо фигуры древней и мудрой игры. Этот «ход» всеми шахматными фигурами, а не одной, как предписывает древний ритуал и порядок, спас и самого Остапа, и его подельников от гнусной и несправедливой расплаты – его фантазия о «Новых Васюках» стоила больших денег, чем оплата несостоявшейся партии. Новые Васюки были построены через 70 лет! Вот вам и «творческая рациональность»!


Итак, люди в жизни совсем не шахматные игроки, они часто ведут себя таки творчески, меняя правила на ходу. Они совмещают рациональный и иррациональный выбор в ежедневных поступках. Нам интересна Теория Драмы (ТД), как более реалистичный взгляд на людей. В своё время я много потратил сил на освоение «теории игр» в транзактном анализе Э.Берне. Берн описал свои знаменитые «игры, в которые играют люди» и заставил многих поверить в то, что все поступают по неким психологическим правилам, все живут по «сценариям». В теории игр известно, что если два игрока имеют по 10 способов поведения, которые они могут применить в игре друг с другом, то количество вариантов исхода игры будет исчисляться цифрой 1024! Даже парочка из одного мужа и одной жены имеют много больше выборов пути, чем десять. Следовательно, количество исходов «игр, в которые они играют», вообще не поддаётся никакому анализу – полный хаос. Почему же они «играют по правилам»? Либо это так кажется аналитику, т.е. он приписывает своим клиентам «нормативную рациональность», либо эти люди просто «выражаются, как это принято», но на самом деле поступают иначе, более творчески. Один из авторов ТД Джим Брайан писал, что нормативная рациональность в повседневной жизни, например, при переходе улицы с автомобильным движением, помогает нам кооперироваться с другими людьми – они правильно ожидают от нас разумного, рационального поведения. Но тогда получается, что нормативная рациональность есть основа манипулирования людьми! Управлять легче теми, кто «знает, как правильно поступать», т.е. действовать по правилам!
ТД рассматривает поведение реального человека не как «игрока», а как «героя драмы» - персонаж. Драма заключается в том, что разрешая конфликт, людьми действуют рационально (поступают по правилам) и иррационально (меняют правила, договорившись о порядке этих изменений). Можно это объяснить и по-другому. Если я понимаю свои потребности (и их ущемление в конфликте), а также другого человека и его потребности, ущемлённые в этом же конфликте, то я вынужден воспринимать обе позиции, понимать их и тем самым «раздваиваться», т.е. испытывать внутренние противоречия, которые и необходимо разрешить в процессе разрешения конфликта. Это на языке ТД называется «оппозиционными дилеммами», почти как в дианализе! Вот и совпадение, содружество разных теорий – дианализа и Теории Драмы! Чтобы разрешить внешний конфликт, участникам необходимо «примирить неизбежные противоречия в жизни личности» - формула дианализа.

В.Ю.Завьялов

 

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV