logo

ПОЗИТИВНАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

 


Прямая конфронтация

ПРЯМАЯ КОНФРОНТАЦИЯ ДЖЕКА РОЗБЕРГА

В психотерапии есть малоизвестный в настоящее время метод "прямой конфронтации" Джека Розберга - американского психолога, который одним из первых начал проводить довольно успешную психотерапию больных шизофренией. Он назвал так свой метод из-за того, что честно и открыто заявлял своим клиентам, что терпеть их болезнь не намерен, что он может и похлеще искажать восприятие мира и окружающего - и тут же мог продемонстрировать "сумасшествие" в своих высказываниях и реакциях. Это удивляло клиентов, некоторых забавляло или даже смешило. Так устанавливался прямой и открытый человеческий контакт. Когда Розберг показывал свой метод в Новосибирске в 1994 году, он вспоминал свой первый опыт прямой конфронтации: он как психолог проводил групповую психотерапию шизофреникам и никак не мог захватить их внимание - группа не слушала его, кто-то галлюцинировал, кто-то был "в себе", кто-то дурачился. Розбергу надоело такое шизоидное поведение и он " в сердцах" выругался, а потом без остановки высказал "этим ребятам" всё, что о них думает. К его удивлению, больным очень понравилось такое "не профессиональное" поведение психолога, многие искренне удивились, а также невольно сравнили своё поведение с поведением "сумасшедшего психолога". Такое сравнение усилило их контакт с реальностью. В дальнейшем Розберг понял, что у шизофреников трагически нарушена человеческая коммуникация, они как раз и не способны были конфронтировать свою позицию с позицией другого реального человека из их окружения. Так родился метод "прямой конфронтации", который с полным правом можно назвать излечением с помощью позитивной конфронтации.

Вот несколько важнейших принципов прямой конфронтации Розберга:

Построение осмысленного человеческого контакта. Налаживание продуктивного контакта должно предшествовать основной работе психотерапевта. Такой контакт является необходимым контекстом, который даёт возможность пациенту изучать свою жизненную ситуацию вместе с терапевтом и быть готовым взять на себя ответственность за происходящее в его жизни. Для терапевта очень важно выйти за рамки своей роли, поскольку пациент реагирует только на реального человека, который проявляет заинтересованность к нему как к индивидууму и понимает стоящую перед пациентом непреодолимую проблему.

Создание связанности в мире пациента. Мир шизофреника распадается на осколки - это хорошо известно. Розберг предлагает особую технику усиления связанности этого мира. Ни в коем случае нельзя загрязнять первую встречу предвзятым мнением и наработанными штампами. Спровоцировать желание поделиться личным опытом клиента можно только проявив искренний и неослабевающий интерес к нему.

Выработка общего языка общения. Этого можно добиться, требуя постоянного внимания к себе и пресекая малейшие попытки игнорирования терапевта. Нужно довести до сознания пациента мысль о том, что ему нужна помощь "здесь и сейчас". Можно помогать пациенту вербализовать то, что он не в состоянии выразить словами. Это и есть установка подлинной терапевтической диады. Одновременно терапевт должен демонстрировать своё понимание тех страхов, переживаний, специфики тактики и логики пациента - это помогает удержать активность и личное участие пациента в терапевтическом процессе.

Специальная интервенция. Необходимо помочь пациенту заговорить. Для этого важен взгляд "глаза в глаза" - только так можно добиться нормальной (не защитной) реакции человека на внимательный взгляд другого человека. Розберг ссылается на опыт Розена."Прямой анализ" психиатра Розена - первая попытка налаживания такого человеческого контакта, при котором никакая психотехника не применялась, а прилагательное "прямой" выражало отказ самого Розена от всяких психоаналитических интерпретаций отношений с больными. Он добивался прямых, не опосредованных знаниями, взаимоотношений с пациентами, мог разговорить тех, кто не общался с людьми месяцами и годами.

Установление доверительных отношений. Для этого важно быть самому позитивно настроенным, относительно перспектив данного пациента, верить в возможность его излечения. Такая внутренняя установка даёт возможность тактичной помощи - осторожно и бережно сдвигать его с позиции неверия в свои силы и своё влияние на исход ситуации.

Не форсировать события, но и не упускать ни единой возможности. Психическая болезнь - не вопрос жизни и смерти, не поле битвы, где требуются моментальные и решительные действия. Человек может всю жизнь прожить в изоляции от нормальных социальных контактов, страдать от этого, но сам о не в состоянии найти выхода. Врач может защитить пациента от иллюзорных опасностей его болезни, поэтому пациент может почувствовать себя в безопасности контакте с сильным врачом.

Помогать пациенту делиться своим жизненным опытом. Это - метод выведения человека из его замкнутого, аутистического мира.

Дать пациенту возможность почувствовать, что он достоин многого. Шизофрения - вариант страха аннигиляции личности. Если обычный человек боится умереть физически, то шизофреник боится умереть как личность и индивидуум.

Не бояться брать в свои руки управление жизнью пациента. Врач становится доминирующей силой в жизни пациента. Только так можно добиться нормальной реакции пациента на саму болезнь. В конце концов, пациент может понять главное в своей ситуации - болезнь лишает его возможности самому управлять собственной жизнью, т.е. та болезненная иллюзия, что он не способен реально ничем управлять, которая и загоняет его в мир галлюцинаций и мнимого контроля над жизнью.

Решительно отвергать болезнь. Никакого почтения к болезни, никакого "научного интереса" к галлюцинациям и бреду. Такое внимание только фиксирует саму болезнь, даёт ложный сигнал пациенту, что им интересуются из-за его редкой болезни и интересной психопатологии. Интерес к сумасшествию культивируется в обществе, особенно, в отдельных субкультурах, в том числе - творческой интеллигенции, студентов-медиков. В стандарты профессиональной деятельности включено тонкое знание особенностей психической болезни, умение правильно диагностировать и квалифицировать (как эксперт) симптомы психопатологии. Этот принцип Розберга вступает в вопиющее противоречие со стандартами обучения врачей-психиатров и врачей-психотерапевтов. При таком отношении к симптомам болезни, которое прививается современным врачам, они никогда не смогут воспроизвести принципы Прямой Конфронтации Розберга.

 

В.Ю.Завьялов

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV