logo

ЕДИНОЕ и ЕДИНСТВЕННОЕ в ДИАНАЛИЗЕ

 


Уровни деконцепьуализации

Деконцептуализация есть единственный путь полного освобождения от навязанной психофобии - страха собственной психики, страха пред "субличностями" и "бессознательным". В век "концептуальной машинерии", когда никакого дефицита в самых различных, прямо противоположных концепциях мира и жизни нет, человеку очень трудно разотождествиться с теми концепциями себя самого, собственного "Я", собственной воли и пр., которые не только являются методами понимания окружающей жизни, но и внутренними контролирующмим органами (психическими "электродами" по выражению Э.Берне). Чтобы снять эти контроли и получить чистое переживание личностного существования, личного, персонального бытия, необходимо эти концепции отодвинуть, возвыситься над ними, хотя бы на время, "сублимироваться". Вот намеченный в дианализе путь сознательной сублимации, подсказанный диалектикой Единого: метапрактика (практика практики) - метаэтика (этика этики) - Сверхум ("умный экстаз" по Лосеву, переживание полной слитности с объектом познания). Тут мало что можно объяснить. Это - область почти мистических переживаний единства собственной личности. Гроф называл это - "трансперсональным опытом", т.е. выходом за пределы личного опыта человека. Правильнее было бы назвать это "трансиндивидуальным опытом" и "трансиндивидуальной психологией". Однако, на Западе "личность" понимается чаще всего именно как "индивидуальность", а не синтез единичного (индивидуального) и всеобщего (коллективного).

Из неопубликованной книги "Единственное"

"Синтез Субъекта и объектов есть личность, как это принято трактовать в дианализе. Это – онтологический персонализм А.Ф.Лосева. Почему «онтологический», почему «персонализм»? Наверное, потому, что «онтологический» означает высшую форму существования человека как личности. Человек и существует только как личность. Если убрать это свойство, эту единственную основу объединения несоединимых ни на каких основаниях событий и потоков событий, то человек распадется на отдельные свойства, станет «лоскутным».

Персонализм есть единственное объяснение того, что жизнь Единственна, неповторима, но не уникальна, т.е. похожа на жизнь других людей – личностей.

Уникальна и неповторима индивидуальность человека. Набор свойств может быть уникальным и неповторимым. Набор и состав событий, которые происходят в его жизни, может быть уникальным. Дата рождения и дата смерти, отрезок времени, который прожит им, тоже могут быть уникальными и неповторимыми. По каким-то уникальным свойствам (радужке глаза, папиллярному узору) можно идентифицировать человека. Если это все считать жизнью, то тогда жизнь действительно уникальна и неповторима и единственная в своем роде. Уж точно, что именно так, с такими обстоятельствами никто и никогда не жил. Радостно ли от мысли о собственной уникальности и неповторимости? Не является ли это осознание собственной исключительности – а уникальные свойства, конечно же, исключают меня из стройных рядов одинаковых во всем людей – основой экзистенциальной изоляции? Я – один такой индивидуальный и неповторимый! Один единственный на всем белом свете!

Как индивид человек подчиняется закону многообразия в природе. Каждый листочек дерева неповторим. Не встретить точной копии одного единственного листочка одного сорта дерева. Но каждый листочек повторяет обобщенные родовые свойства – логическую структуру родовой формы листа. Так и человек по природе уникален и неповторим подчиняется закону многообразия (дивергенции), по духу, по внутренней логике подобен другим людям, подобен образу Абсолютной личности (конвергенция).

Уподобление единому образцу освобождает человека от экзистенциальной изоляции и одиночества, от того трагического отрыва от матери, которым сопровождается рождение человека. Тяга к уподоблению с кем-то и есть основа любви, базовая потребность в принадлежности. «Я – как папа», «Я – как мама» - детское выражение этой потребности. Теперь можно определить, что есть в действительности жизнь человека. Это – жизнь личности. Человек проживает свою уникальную и неповторимую жизнь как личность, следовательно, примиряет в своей личности два противоположных полюса: уникальность и универсальность, разнообразие и однообразие, индивидуальность и уподобление одному образцу (единообразие). Язык делает его похожим на всех, кто говорит так же. Профессия делает его похожим на всех, кто занимается таким же делом, обряды и ритуалы делают его похожим на всех, кто участвует в этих обрядах и ритуалах. Переживания, чувства, телесные процессы, включая болезни и летучие боли, делают его уникальным и одиноким. Умирание завершает его уникальное пребывание на земле, т е  является вершиной, верхней точкой уникальности, но и прекращает бытие этой уникальности."

 

В.Ю.Завьялов

 

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV