logo

Декалог: дилемма выбора как процедура

 


диаграмма дилеммы

Получение Терапевтической Идеи из проблемного комплекса клиент – это также вариант Дилеммы: в дианалитической работе «проблематизация» есть превращение жалобы и страдания в в проблему, а проблема имплицитно содержит в себе свое собственное разрешение, свою противоположность, которая выявляется в Диалоге как Терапевтическая Идея. Клиент тут же ставится перед дилеммой – либо продолжать страдать и мучиться, либо избирать альтернативную стратегию жизни.

Пример.

Пациентка 60 лет, у которой взрослый сын 35 лет, никак не могущий жениться и жить совершенно самостоятельно, жалуется на частые скандалы в доме из-за чего у нее «хронический стресс», страхи и колит. На одном из сеансов индивидуальной психотерапии методом дианализа разбирается проблема ревности к будущей невестке: «Он меня забывает, помнит только её. Мы с мужем напоминаем ему о том, что нужно нас помнить…..». Проблемное переживание формируется вокруг переживания «Он забывает родителей»: попытки «возвратить ему память» кончаются скандалами, после чего следуют душещипательные разговоры с неполным примирением, и опять скандалы с уходом сына на 1-2 дня из семьи.

Пациентка на 5 минуте жалоб на сына ставится перед дилеммой:

Забывать родителей (1)  или Помнить (непрерывно) о родителях (2). Обсуждение возможных последствий первого или второго выбора дало вот что:

«Забывать  маму, хоть иногда»  

«Помнить маму всегда» 

Ребенок отходит от матери и играет

Ребенок не отходит и плачет, если мама отдаляется на один шаг

Ребенок позволяет другой «тете» успокоить себя в отсутствие матери («хороший ребенок» со слов клиентки)

Ребенок продолжает хныкать и требует «вернуть ему маму».

Не умеющий плавать плывет, если знает, что мамы рядом нет и никто его не будет спасать

Не умеющий плавать ждет, когда его спасет «тонущая рядом мать» и захлебывается водой из-за желание "доораться".

«Забывший все» влюбленный становится весьма привлекательным для любимой

«Влюбленный», помнящий маму и вспоминающий ежесекундно то, «как мама учила», вызовет отвращение у любимой

Забывающий маму и папу строит свою жизнь, - а что еще делать?

Помнящий папу и маму, помнит и то, что все уже есть – «и кров и стол».

Забывший родителей пользуется подаренной ему личной свободой. Он может заблуждаться и терять многое. Но он возвращается как «блудный сын» и получает прощение.

Не забывающий родителей не пользуется дарованной ему личной свободой. В своих ошибках он будет обвинять других и прежде всего – родителей.

 Когда после обсуждения ей был задан вопрос: «Вы хотите, чтобы сын не мог  Вас забыть?», на который она изумленно  ответила: «Нет, конечно!!!». Двадцать  минут назад она жаловалась именно на это!

В.Ю.Завьялов

 

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV