Декалог: дилемма выбора как процедура
|
||||||||||||||||
Получение Терапевтической Идеи из проблемного комплекса клиент – это также вариант Дилеммы: в дианалитической работе «проблематизация» есть превращение жалобы и страдания в в проблему, а проблема имплицитно содержит в себе свое собственное разрешение, свою противоположность, которая выявляется в Диалоге как Терапевтическая Идея. Клиент тут же ставится перед дилеммой – либо продолжать страдать и мучиться, либо избирать альтернативную стратегию жизни. Пример. Пациентка 60 лет, у которой взрослый сын 35 лет, никак не могущий жениться и жить совершенно самостоятельно, жалуется на частые скандалы в доме из-за чего у нее «хронический стресс», страхи и колит. На одном из сеансов индивидуальной психотерапии методом дианализа разбирается проблема ревности к будущей невестке: «Он меня забывает, помнит только её. Мы с мужем напоминаем ему о том, что нужно нас помнить…..». Проблемное переживание формируется вокруг переживания «Он забывает родителей»: попытки «возвратить ему память» кончаются скандалами, после чего следуют душещипательные разговоры с неполным примирением, и опять скандалы с уходом сына на 1-2 дня из семьи. Пациентка на 5 минуте жалоб на сына ставится перед дилеммой: Забывать родителей (1) или Помнить (непрерывно) о родителях (2). Обсуждение возможных последствий первого или второго выбора дало вот что:
Когда после обсуждения ей был задан вопрос: «Вы хотите, чтобы сын не мог Вас забыть?», на который она изумленно ответила: «Нет, конечно!!!». Двадцать минут назад она жаловалась именно на это! В.Ю.Завьялов
|
||||||||||||||||
Назад |
© 2009 V.ZAVYALOV |