logo

"Открой глаза - дианализ пришёл!"

Структура личности в психоанализе и Святая Троица. Сравни!


Сравним Психоанализ (философский) и Персонализм (христианский). Это - две системы веры и убеждений. Ни то, ни другое доказать невозможно, опровергнуть - тоже. Не фальсифицируются эти две системы убеждений. Каждый принимает их на веру, "чистым сердцем", или по внушению и престижу. Сейчас для многих престижно принимать на веру психоанализ как некую веру в глубокую, неистребимую порочность человека, его изначальную конфликтность. Основной тезис психоанализа - цивилизованный человек - невротик, поскольку у него есть глубинная амбивалентность и слишком развит ум, а ум оперирует антиномиями и т.д. Цельная натура только у дикаря и т.д. Строим систему самоуважения и самоуправления индуктивно ("снизу", от принципа удовольствия и "чистых инстинктов"). Образец - открытое проявление сексуальности и агрессивности - "спонтанная творческая энергия", которая тут же натыкается на требования Суперэго. Конфликт. Выхода нет. Только - к психоаналитику, который будет терпеливо ждать за ваши деньги, когда у вас в бессознательном всё сойдётся с помощью "свободных ассоциаций". Скорее всего - не сойдётся, конфликт ведь изначальный, а источник конфликта сама личность "потерпевшего"!

Принимаем на веру персонализм. И что? Образец для дедуктивного ("сверху") построения системы самоуважения и самоуправления есть святая Троица, где все начала сходятся, где нет различий трёх лиц, хотя они и различны. Это - божественный абсурд. Ум никак не может принимать такой абсурд - "Один равен Трём"). И не надо! Не ума это дело - полный личностный синтез. Синтезировать личность "по частям" невозможно: либо она есть вся разом, либо есть какие-то осколки или "субличности", которые даже все вместе не есть Личность. В этой системе координат личность не есть источник проблем и конфликтов. Она может быть только "носителем". Да. Многие носятся со своими проблемами и внутренними конфликтами всю жизнь, любят их и не мыслят собственное существование без постоянной раздвоенности. Но это только иллюзия "раздвоенности Я". Есть разноплановость мысли, разные пласты и уровни сознания, есть иерархия уровней психического отражения реальности. Нет двух "Я". Высший Субъект (полная противоположность объекту) не делим, не постижим, не уязвим. Сравнивайте две системы убеждений, размышляйте над естественными следствиями той или иной парадигмы и выбирайте, какой парадигме следовать.

Обе парадигмы похожи по своей логической структуре - триадичной логике, но это только формально-логическая схожесть. Возможно, топография личности в психоанализе есть карикатура на Троицу. Возможно. Это - впечатление от сравнения двух картинок - и только. Однако я утверждаю, что внутренний конфликт на глубоком личностном уровне есть "псевдо" конфликт, т.е. конфликта нет! Человек не борется сам с собою. Он способен воспроизводить конфликты разной сложности и тонкости, а также способен уверовать в то, что это "его собственный конфликт". Как хороша такая способность человека для тех, кто хочет человеком управлять! Всегда можно сослаться на внутреннюю дисгармонию и конфликтность человека, оправдывая всякие внешние мерзости.

В.Ю.Завьялов

 

Назад
Написать письмо
   © 2009 V.ZAVYALOV