logo
Kook

ПАРАДОКС

Парадоксальные стратегии

Парадокс - противоречивое утверждение, которое несмотря на всю абсурдность, выглядит истиным. Парадокс - языковое явление, в реальной действительности парадоксов нет. Чувствительность к парадоксу (и противоречиям) есть свойство развитого ума (Пиаже). Классический пример использования парадоксов для усиления мышления - "Сократический диалог" (см. дианалитическую дискуссию).

Парадоксальные стратегии в психотерапии осмысленны в полной мере благодаря работам Виктора Франкла и его знаменитой методики "парадоксальная интенция".

Парадоксальная интенция - терапевтический инструмент, который вызывает постепенное изменение путем преувеличения и запараллеливания тех процессов, которые обычны для всех видов терапии:симптомы принимаются, чтобы уббрать сопротивление клиента переменам. В терапевтической ситуации чаще всего используется парадоксльная интервенция - установить дистанцию между личностью и симптомом, размещаются симптомы в более маневренной перспективе, разбиваются все паттерны поведения, которые поддерживаю сохранение данного симптома.

Терапия парадоксом: терапевт играет двойную роль - как сторонник симптома, пытаясь найти основное заблуждение, лежащее в основе симтома (1), как лидер, пытающийся способсвовать перемены в клиенте (2).
Терапия является парадоксальной так как на одном уровне она как бы искореняет симптомы, а на другом - обнаруживает местонахождение и распечатывает те ресурсы которые лежат внутри симптома (клиента). Клиент всегда проявляет амбивалентность к терапии - хочет перемен, но боится их устанавливать. Тревога провоцирует идти его от неадаптивного-знакомого поведения к адаптивному-незнакомому. Любое нормльное развитие вызывает тревогу! Клиническая проблема - сильное сопротивление, которое замедляет развитие индивида.
Парадокс помогает восстановить контроль над симптоматическим поведением (бессоница, депрессия, навязчивости, компульсия и фобия).

Ключевые характеристики
1) Обязательное принятие, даже поддержка симптомов клиента (поспособствовать депрессивному клиенту стать ещё более депрессивным). Это спутывает клиента, который ожидает, что его симптоматическое поведение будут устранять каким-то образом, а вместо этого терапевт принимает это, помещая симптомы в руки клиента: "Поиграй симптомом, если хочешь".
2) Переопределение сипмтома - определение симптома через переопределение контекста. Принимая симптом терапевт имплицитно переопределяет симптом как один из вариантов поведения, над которым клиент может осуществить искомый контроль. Терапевт "высвечивает" этот симптом, проведя рефрейминг симптома в терминах его контекста. Это один из множества других выборов! Семейной диаде говорится: "То, что ты дерешься означает заботу о семье, не равнодушен - это вас какк-то сближает..." Если бы терапевт сказал:"Вы не должны относиться так друг к другу, это показывает как вы ненавидите друг друга.." - семья может объединиться против терапевта.
3) Фокусирование на настоящем и краткие по продолжительности и изменения можно добиться за краткое время.

В дианализе парадоксальность терапии заключается в том, что "терапевтическая идея" (или "движущая идея") находится не где-нибудь "на стороне" (в энциклопедиях "здоровой и счастливой жизни", справочниках и чужом позитивном опыте), а непосредственно в стратегиях самого клиента, даже в его сипмтоме, который всегда рассматривается как успешная, но не достаточная для адаптации, развития и психологического благополучия попытка соединить несоединимые части опыта (противоположные тенденции, "драйвы", состояния, задачи и прочее). Симптом, взятый как символ, позволяет провести с ним такие смысловые преобразования, что это действительно "распечатывает" скрытый в нём самом позитивный смысл личностного развития клиента.

Подробнее о парадоксальных стратегиях на семинарах по дианализу