Парадокс - противоречивое утверждение, которое несмотря на всю абсурдность, выглядит истиным. Парадокс - языковое явление, в реальной действительности парадоксов нет. Чувствительность к парадоксу (и противоречиям) есть свойство развитого ума (Пиаже). Классический пример использования парадоксов для усиления мышления - "Сократический диалог" (см. дианалитическую дискуссию). Парадоксальные стратегии в психотерапии осмысленны в полной мере благодаря работам Виктора Франкла и его знаменитой методики "парадоксальная интенция". |
Парадоксальная интенция - терапевтический инструмент, который вызывает постепенное изменение путем преувеличения и запараллеливания тех процессов, которые обычны для всех видов терапии:симптомы принимаются, чтобы уббрать сопротивление клиента переменам. В терапевтической ситуации чаще всего используется парадоксльная интервенция - установить дистанцию между личностью и симптомом, размещаются симптомы в более маневренной перспективе, разбиваются все паттерны поведения, которые поддерживаю сохранение данного симптома. Терапия парадоксом: терапевт играет двойную роль - как сторонник симптома, пытаясь найти основное заблуждение, лежащее в основе симтома (1), как лидер, пытающийся способсвовать перемены в клиенте (2). Ключевые характеристики В дианализе парадоксальность терапии заключается в том, что "терапевтическая идея" (или "движущая идея") находится не где-нибудь "на стороне" (в энциклопедиях "здоровой и счастливой жизни", справочниках и чужом позитивном опыте), а непосредственно в стратегиях самого клиента, даже в его сипмтоме, который всегда рассматривается как успешная, но не достаточная для адаптации, развития и психологического благополучия попытка соединить несоединимые части опыта (противоположные тенденции, "драйвы", состояния, задачи и прочее). Симптом, взятый как символ, позволяет провести с ним такие смысловые преобразования, что это действительно "распечатывает" скрытый в нём самом позитивный смысл личностного развития клиента. Подробнее о парадоксальных стратегиях на семинарах по дианализу |