Счастье

Счастье (Википедия) определяется как позитивное эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — "эвдемония" (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) - дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.

В Дианализе понятие "счастье" осмысливается в антиномической паре "творчество-традиция". В традиции нельзя ничего менять без каких-либо социалдьных, морально-этических или иных последствий. Традиции передаются без изменений и инноваций. Творчество - процесс внесения изменений в некую традиционную форму. Совершенно "чистого" творчества не бывает - так или иначе, традиция как-то проявляется в творчестве. Творчество, не опирающееся на ту или иную традицию (художественную, научную, техническую и т.д.), рискует стать хаотической, неуправляемой и ведущей к патологии деятельностью. Болезни человека есть продукт такого патологического творчества (мутация генов, изменения в морфологии и физиологии, атактическое мышление, спутанность сознания и прочее).

Григорий Сковорода

Украинский мыслитель ("первый русский философ", "русский Сократ" по старым версиям). Философия Г. С. Сковороды - это своеобразное равновесие веры и разума, имеющее этическую направленность. Его называли русским Сократом. Да он и сам писал, что замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси. Философия Г. С. Сковороды прозрачна. Она обращена к проблеме человека, уяснению его сущности и смысла его жизни. В человеке русский Сократ оценивает прежде всего не разум, а сердце. Сердце есть все. Оно все объемлет и все содержит. Через сердце мы обретаем чувство сродности с природой, через радость сердца мы обретаем радость бытия. В сердце своем человек носит и "царство Божие" и "царство зла", и они в каждом человеке создают вечную борьбу между сущим и должным. Григорий Cковорода и проблема счастья в изложении современников.

В.Ю.Завьялов

Философия личной свободы

сайт "Дианализ"