logo
Семинский перевал
по следам дианалитического семинара в Горном Алтае
ДИАНАЛИЗ
Вопросы
методология
аксиомы
техника
В.Ю.Завьялов
АВТОРИТЕТЫ
Г.Сковорода
И.Ильин
А.Лосев
Н.Бердяев
Б.Ананьев
 

Дианализ становления личности

  Свобода и счастье

На фиалковой поляне инструктор Л.С.Дубицкая Травы Алтая

Счастье – категория этическая и выражает максимально высокую (и далёкую) цель всех людей – всеобщее благоденствие, радостное бытие, жизнь, здоровье и полноценное развитие каждого человека без исключения, чтобы ни единой «слезинки ребёнка» не пролилось (Достоевский). Это, конечно, утопия, но причастность к такой утопии делает человека действительно счастливым, несмотря на временные трудности, дефицит необходимого и реальную боль. Само слово «счастье» этимологически близко к таким словам, как «участие», «причастие», «участь». Счастливый человек участвует по своему выбору, по своей воле, т.е. свободно, в тех событиях, с которыми он душевно связан, к которым тянется душою. Это не «привязанность» к кому-то или к чему-то. Привязанность как раз и делает человека несчастным, а разрыв привязанности причиняет крайнее неудовольствие и горе. Сравнивая двух разных мыслителей, Г.Сковороду и Далай-Ламу, которые размышляли о счастье человека, мы пытались дать собственное определение этому феномену. Счастье не есть только психологическое переживание экстремального удовольствия, удовлетворения и спокойствия. В психологическом смысле счастье всегда «локально» (В.Чалидзе), т.е. связано с конкретной причиной радости и благополучия (поел и доволен, выспался – рад, выпил и «осчастливился»). В этическом смысле счастье недостижимо, но постижимо, понятно любому русскому человеку. Быть счастливым не трудно, если не пытаться «растянуть» или «законсервировать» в себе счастье. Это счастливое бытие совсем рядом, надо только быть открытым этому опыту, например, заглянуть в синие «глаза» алтайских фиалок и вдохнуть естественный, земляной «запах счастья».

  Свобода и дисциплина

"Ласточкино гнездо" Лошади на свободе

Дисциплина противоположна состоянию счастья: дисциплина всё отмеряет, выстраивает границы всему, создаёт, следовательно, ограничения и табу, чего никогда нет в переживании счастья – там всё безгранично, а препятствий нет и вовсе никаких. Дисциплина есть раздельное отношение к отдельным частям и деталям большого и общего дела, нужный порядок в совершении целенаправленных действий. Есть дисциплина мышления (Эйдос), дисциплина воли (Праксис), дисциплина чувств (Психе), дисциплина тела (София) и дисциплины духа (Логос). Дисциплина всегда предметна, как и предметна оформленная мысль. Дисциплина в этом смысле есть «опредмечивание» психической энергии, «канализирование аффектов и драйвов». Волевому импульсу дисциплина придаёт определённость, объективность и реалистичность, облекая некое «желание» в «предмет потребности». Дисциплина связана с насилием, и это нам пришлось принять. Совершать насилие над собой просто необходимо дисциплинированному человеку, поэтому дисциплину можно рассматривать как осуществлённое на практике самоотрицание в личностном развитие: развиваясь, человека отрицает в себе то, что уже не нужно ему, тормозит его движение к совершенству, например, детское «хныкание», как способ достижения цели, самоотрицается ребёнком, который узнал более приемлемые способы получения блага.
Самоотрицание – это отрицание (возвышение, сублимация, контроль, рефлексия) волевых и познавательных автоматизмов, осознание собственных волевых побуждений в достижении объектов мира и волевых побуждений других людей, которые вполне могут пересекаться или конфронтировать с нашими.
Чтобы стать «свободной личностью», надо приобретать какие-то привычки на одном этапе, и вырабатывать другие, освобождаясь от прежних привычек, на новом этапе, навык «оставлять следы» и «смывать следы».

  Свобода и разум
Гора Тияхта Радуга на Семинском перевале

Свободная личность обладает интеллектуальной свободой и пользуется ею для общего и персонального блага. Разум есть способность постигать сущность явлений и вещей. Разум дан человеку для того, чтобы быть независимым от ситуации «здесь-и-сейчас», быть свободным от реального предмета, т.е. не быть в рабской зависимости от объектов реального мира. Восхождение к абстрактному есть первый шаг в этом движении к свободе. Интеллектуальный отрыв от конкретного и вещественного необходим для того, чтобы вернуться вновь к конкретному и вещественному с понимаем сущности этого предмета познания. Мы, конечно, нуждаемся во многом, чтобы существовать, но мы также и независимы от того, в чём жизненно нуждаемся. Поэтому человеку доступны такие проявления духа, как аскеза, пожертвование нужным ради других людей, ради высокой цели. Возможно, интеллектуальная свобода, свобода интерпретаций мира, свобода воображаемого действа, есть единственная настоящая свобода человека! Чтобы максимально пользоваться такой свободой, нужно научиться выходить за рамки любых концепций (деконцептуализация), не цепляться за слова и термины, а использовать любое подходящее слово и термин для удержания смысла – смысл дан не в словах, а в разумных действиях (мыследеятельность). Ложь отделима от истины только в разуме, поэтому достижение истины возможно только в разуме. В так называемой «объективной реальности» ложь и истина переплетены, как отдельные нити в толстом канате, который привязывает нас к объектам мира и самой жизни.

  Свобода и личность
Будущие инструкторы дианализа Огонёк

Для свободной личности приемлемо такое определение его персональной свободы: Бог даровал человеку свободу и дал право этой свободой не пользоваться. Действительно, свободный человек может свободно отказаться от предоставленной ему свободы. Это только в мышлении возможет парадокс «быть свободным от свободы». В реальном поступке человека свободного есть его ответственный выбор, который может идти и в направлении «от» свободы, и в направлении «ради» свободы. Сама свобода всегда есть синтез «от» (от чего-то, от ограничений, от обязанностей) и «для» (для осуществления Идеи, для уподобления Образу, для чего-то Иного). Человек как личность существует вне всяких систем и законов (Н.Бердяев). Обязанность подчиняться законам и системным требованиям освобождает человека от персональной ответственности – не он же виноват в последствиях навязанных Системой действий, не он и должен отвечать за них, не он ввёл те или иные социальные законы, не он открыл законы мироздания и т.д. Если человек в Системе, то он никогда не проявит истинное личностное качество – полную персональную ответственность. Без взятия на себя ответственности человек не сможет быть настоящей личностью.

Личность есть «смысловое всеединство человека», синтез «субъекта и объекта». Будучи личностью, человек никогда не сможет «всё спихнуть» на объективные обстоятельства, прикрыться объективными обстоятельствами. Он, как личность, всегда и во всё «субъективен», следовательно, отвечает перед самим собой, перед совестью, перед тем образцом личности, которому уподобляется. Личность есть синтез уникального и неповторимого в человеке (абсолютная индивидуальность) и всеобщего (богочеловеческого), единого для всех разумных и цивилизованных людей, представителей культуры. Только в личности чудесным образом синтезируется любовь и закон, общее и единичное, объективное и субъективное, неделимое (сверхцелостное) и раздельное (целое и его части), «нераздельное и неслиянное».

  Свобода и творчество

Семинский перевал Травы Алтая

Творчество – «путь освобождения и преодоления», продолжение творения, поскольку дело Творца ещё не закончено (Н.Бердяев), освобождение от старых стереотипов, от гнетущей реальности к новой реальности, путь преображения личности, отражение (и выражение) личности в ином свете, например, в свете своего персонального мифа, в свете «большой идеи» (В.Франкл), большей, чем собственная жизнь и благополучие. Творчество больше, чем рекомбинация известных элементов, хотя творчество немыслимо без рекомбинации и перестановок, без воображения и вдохновения. Творчество есть создание чего-то нового, однако новое должно быть новым не только для отдельной личности, но и для других личностей, хотя бы для самых близких. Творящий не думает о немедленном признании его творения – в этом заключается абсолютная ценность творчества для личности. Признание нового может придти, а может и нет, но это не должно останавливать свободную личность от актов творчества. Творчество – проникновение в Иное, поэтому оно не может обойтись без Символа («инобытие смысла»). Творчество – это риск нарушить какой-то важный порядок бытия, внесение в обыденную жизнь иного смысла, осознания (творчество – синтез бытия и сознания по А.Ф.Лосеву), это эксперимент с жизнью. Не всегда этот эксперимент приносит благо. Болезнь – одна из разновидностей творчества, вынужденные инновации, изобретательство в целях психологической, социальной или духовной защиты личности. Символический смысл симптома заключается именно в этом. В таком эксперименте с жизнью важной опорой является традиция – морально-этическая, социально-бытовая, семейная, художественная, религиозная, воспитательная. Рекреативная психотерапия в образовательных программах дианализа является личным экспериментом с формами жизни - соединение традиции (прикосновение к природным и культурным слоям реальной действительности) и творчества (смена концепций и интерпретаций мира, самопознание и изменение в собственном поведении).

www.dianalyz.ru